8 июля 2010 года, в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка Евлогий! Ваши Высокопреосвященства, Ваше Преосвященство! Уважаемая Светлана Владимировна, матушка Тавифа, Валентин Афанасьевич, мэр города Мурома, дорогие братья и сестры! Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто сейчас произнес добрые слова в мой адрес. Действительно, я сердечно переживаю эту встречу с древним Муромом, известным каждому русскому человеку городом, который хранил и хранит православные традиции, который в каком-то смысле являлся, да и сегодня, может быть, является — через наши былины, через наш эпос — неким символом силы русского народа. Замечательно, что в этом граде восстановлена обитель и возвращены для молитвенного поклонения мощи святых Петра и Февронии. В памяти народной всегда сохранялся пример этих благочестивых супругов как некий образец семейной жизни. И по воле Божией (потому что без воли Божией такие свершения не происходят) этот день памяти святых Петра и Февронии стал нашим народным праздником. Он стал народным праздником тогда, когда Россия, пройдя через страшные испытания ХХ века, стала обретать свой путь духовного развития, свой путь движения в будущее. В результате тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашего народа, мы потеряли миллионы и миллионы людей. Революция, гражданская война, войны, включая самую кровопролитную Великую Отечественную, все те огромные сдвиги, которые пришлось вынести нашему народу, перемены в народной жизни, в политическом и экономическом укладе — за все это заплачено миллионами человеческих жизней. Великая Россия, страна от океана до океана, сегодня слабо заселена. По подсчетам ученых, к нынешнему времени — к началу XXI века — нас должно быть более 300 миллионов, а нас в два раза меньше. Конечно, тяжкие обстоятельства, внешние и внутренние, привели к такому резкому сокращению населения страны. Но и во времена благополучные или сравнительно благополучные народ наш по злой человеческой воле, по дьявольскому наущению стали приучать к мысли о том, что не нужно иметь детей, что достаточно иметь одного ребенка. Стали всячески поощрять такое страшное злодеяние, как аборт; дело дошло до того, что врачи стали склонять молодых матерей к совершению абортов. Нация, которая выиграла Великую Отечественную войну, которая 27 миллионов жизней положила только для того, чтобы спасти мир от страшного врага, — эта нация победителей оказалась подточенной страшной жизненной философией, безбожной и злодейской, нацеленной на то, чтобы ограничить рождаемость в нашей стране. Почитание памяти святых Петра и Февронии не может не разрушить этой страшной тенденции сокращения рождаемости. Уже сейчас мы чувствуем перемены, совсем небольшие, которые пробиваются, подобно подснежникам, сквозь толщу льда и снега, уже сейчас есть эти ростки жизни. И я призываю всех вас, мои дорогие, всех, кто слышит меня, задуматься о том великом предназначении, которое имеет каждый взрослый человек, создающий семью, — о том, чтобы были дети, столько, сколько Бог посылает. Наши с вами предки не были богаче, чем мы. Вспоминаю свое собственное детство — в 19-метровой комнате нас проживало пять человек, но никому в голову не приходило сказать, что мы не счастливы. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Конечно, внешние условия жизни могут влиять, и влияют, на самочувствие людей, и задача государства и общества заключается в том, чтобы решались многие экономические вопросы, благоустраивалась жизнь нашего народа. Но даже самый успешный и богатый человек, живущий в хоромах, может чувствовать себя одиноким и несчастным, считать свою жизнь несостоявшейся, не знать, что такое счастье и что такое любовь. Пример святых Петра и Февронии учит нас тому, что такое семья и что такое любовь. Все вы знакомы с житием этих удивительных супругов, княживших во граде Муроме. Сейчас люди много говорят о любви, поют песни, слагают стихи, пишут книги; каждый вкладывает в это понятие то, что хочет вложить. Но у очень многих людей, особенно молодых, нет понимания того, что есть любовь; любовь ассоциируется с такими понятиями, как грех и распутство. Но в грехе и в распутстве нет любви — любовь может явить себя только в семейной жизни. А почему? А потому, что любовь — главная отличительная черта, присущая человеку. Любовь проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, любви без радостного служения другому. Неслучайно в сегодняшнем апостольском чтении из послания к Галатам мы находим замечательные слова: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Так где же мы научимся носить тяготы друг друга? Как непросто сделать это на работе или в транспорте! Как там понесешь тяготы другого человека? Чаще всего люди всячески сопротивляются там любой опасности — реальной или вымышленной. Но где человек может раскрыть свою душу, самые прекрасные качества своей души? Где он может взять на себя тяготы другого человека и так исполнить закон Христов? Да только там, где любовь — в семье. Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья. Если разрушается семья — уходит любовь. А уходит любовь — Христос уходит, потому что это Его закон — закон любви для жизни всего рода человеческого. Я очень надеюсь, что память святых Петра и Февронии Муромских, которая стала нашим народным праздником, поможет очень многим людям вступить в брак, освятить этот брак Таинством Венчания, а в браке — испытать себя на прочность, потому что непросто любить и непросто нести тяготы другого человека. Но Бог восхотел, чтобы именно через эту школу мужества и испытания формировалось человеческое счастье. Не надо от брака ждать то, чего нередко ждут молодые люди — удовольствий и наслаждений. Если человек ради этого вступает в брачные отношения, то очень скоро он осознает, что не получает того, что хотел получить. И мы знаем, какой трагедией для нашего народа являются разводы, особенно распад первых браков, заключаемых в молодости. Но тот, кто вступает в брак с любовью, проносит это чувство через годы и, руководимый этим чувством, научается тому, как носить тяготы другого человека, — тот становится действительно счастливым в своей жизни, в жизни своих детей и внуков. Я бы хотел выразить сердечную благодарность Вам, Светлана Владимировна, за то, что Вы в значительной мере инициировали проведение этого праздника в общенациональном масштабе. Это доброе, богоугодное дело. И хочу пожелать всем нам, всему нашему Отечеству, всей исторической Руси, всей своей пастве хранить любовь в сердце и учиться любви, созидать семьи и в благочестии воспитывать детей, обретая тем самым полноту жизни, к которой призвал нас Господь. Пусть благословение Божие пребывает с Владимирской землей, с Владимирской епархией, с этой святой обителью, с древним градом Муромом и со всем Отечеством нашим. В память о первом Патриаршем пребывании в этой обители я хотел бы преподнести Вам, Ваше Высокопреосвященство, святую панагию с пожеланиями помощи Божией в Вашем архипастырском служении на благо древней православной Владимирской земли. Вам, матушка, хотел бы преподнести для сего святого монастыря Казанскую икону Божией Матери. Под Ее святым покровом, в чистоте, богомыслии, труде, смирении пусть протекает иноческое жительство тех, кто вошел под эту святую сень, кто принял решение жизнь свою связать с Церковью через иноческое послушание. А всем вам, мои дорогие, я хотел бы передать сегодня в память о нашей совместной молитве вот эти иконочки святых Петра и Февронии, преподобных и благоверных князя и княгини Муромских, с моим Патриаршим благословением. Пусть каждый из вас сейчас, после службы, получит от духовенства эту икону как Патриаршее благословение в память о нашей совместной молитве. Храни вас всех Господь.
По материалам сайта Патриархия.ру
|